|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
В одном из телефонных разговоров с Эвой Шелиговской (п-к Staszel) я поинтересовалась о том, как идут дела в программе доготерапии. Эва сообщила мне, что повязала сестру моей Top Quality Staszel и после щенков она примет активное участие в этой программе, т.к. имеет для этого все данные. Кроме того, четыре щенка из этого помета будут переданы для дальнейшего обучения и работы в программе доготерапии. Эва подчеркнула, что все щенки из этого помета имеют очень хорошую психику поскольку с ранних дней с ними занимались упражнениями по нейростимуляции. После этих слов я сделала "стойку" и попросила Эву рассказать мне о том, что есть "нейростимуляция". Оказывается, что американские военные кинологи разработали программу BIO SENSOR с помощью которой они выращивали собак, превосходящих среднестатистических физически и психологически. Позднее эту программу стали использовать при выращивании будущих собак - полицейских, поводырей и доготерапевтов. Эва прислала мне статью, которая предлагается вашему вниманию. Надеюсь, что эта, ранее не публиковавшаяся в России, статья будет полезна многим российским заводчикам ретриверов.
РАЗВИТИЕ ВЫСОКИХ СПОСОБНОСТЕЙ. Удивительно, но ещё до недавнего времени ученые не могли объяснить различия, которые существуют между особями, когда одни имеют гораздо больше способностей чем другие. Кажется что те, кто достигает высоких результатов, обладают способностью использовать скрытые ресурсы своего организма. Во всех программах разведения животных процесс селекции основан на положении, что все характеристики особи наследуются от предков. В попытках проанализировать генетику систематическим способом участвовали такие выдающиеся личности как Чарльз Дарвин и Френсис Галтон. Но только в последние десятилетия была получена достойная оценка наследственности на основании адекватных денных. Каннингэм (1991) в исследовании достижений скаковых лошадей использовал базу данных Timeform и, сопоставив результаты достижений группы полубратьев и полусестер, выявил их неоднородность. Его данные показывают, что скоростные качества лошадей только на 35% зависят от фактора наследственности. Иными словами, за скоростные качества лошадей были ответственны только 35% наследуемых от родителей генов, а в остальные 65% входили такие факторы внешнего влияния как выращивание, тренировки и кормление. Работа Каннингэма, которая хоть и велась в области коневодства, может послужить для других селекционеров наглядным пособием - сколько приходится на генетику и родословные. Исследователи изучили это явление и нашли новые способы внешнего воздействия, чтобы улучшить естественные способности животных. Некоторые из обнаруженных методов имели стойкий эффект на протяжении всей жизни особи. Сегодня многие из различий между особями можно объяснить использованием ранних методов стимуляции. ВВЕДЕНИЕ Новорожденные щенки кардинально отличаются от взрослых собак. Они рождаются слепыми, их пищеварительная система имеет ограниченные возможности. В этом возрасте они в состоянии только чувствовать запах, сосать и ползать. Температура тела, в основном, поддерживается близостью с телом матери и другими однопометниками. В течении первых нескольких недель жизни щенки, как отмечают исследователи, очень чувствительны к ограниченному классу стимулов, которые включают тепловую и осязательную стимуляции, движение и перемещение. Другие млекопитающие рождающиеся с ограничениями, например, мыши и крысы, также демонстрировали подобную чувствительность к эффекту ранней стимуляции. Исследования показали, что удаление их из гнезда на 3 минуты ежедневно в течении первых 5-10 дней жизни заставляет температуру их тела падать ниже нормальной. Это умеренная форма стимуляции достаточна, чтобы стимулировать гормональные, надпочечные и гипофизарные системы. Будучи взрослыми, те же самые животные были более приспособлены противостоять стрессам, в отличии от их однопометников, которые не были подвергнуты ранней стимуляции. Лабораторные крысята, подвергавшиеся стрессу в небольших количествах, вырастали в животных, способных выдержать максимально-стрессовую нагрузку. С другой стороны, однопометники, не подвергавшиеся ранней стимуляции, быстро истощались (вплоть до летального исхода) если на них длительно воздействовал стрессовый фактор. Например, крысам связывали лапки и, таким образом, лишали их способности двигаться в течении 24 часов. У крыс, не подвергавшихся ранней стимуляции, на фоне этого стресса развились язвы желудка, тогда как их "закаленные" однопометники прошли тест без ущерба для здоровья. Особи, получившие раннюю нейростимуляцию, раньше достигали половой зрелости; были более устойчивы к определенным формам рака и инфекционным заболеваниям; могли противостоять предельному воздействию голода и охлаждения в отличии от своих незакаленных однопометников. Другие успешные исследования в области ранней нейростимуляции были проведены на кошках и собаках. В этих исследованиях использовался электроэнцефалограф, который идеально подходил для измерения электроактивности мозга из-за его чрезвычайной чувствительности к изменению в работе мускулатуры, сердечного ритма и дыхания. Данные ЭЭГ показывают, что щенки и котята, получившие раннюю нейростимуляцию, лучше справляются со стрессами и быстрее решают тесты, чем их нестимулированные однопометники. Пока эксперименты ещё не определили точную информацию об оптимальном количестве стресса, который должен сделать молодых животных превосходящими в физиологическом и психологическом плане, но все исследователи соглашаются, что стресс может иметь положительную сторону. Также известно, что определенное количество стрессовой нагрузки нормальное для одной особи, может быть слишком интенсивным для другой, и избыток стресса может повлиять на задержку в развитии. Опыты показывают, что ранняя нейростимуляция может иметь положительные результаты, но должна использоваться с осторожностью. Иными словами, избыток стресса может вызвать патологически-бедственные ситуации, а не физическое или психологическое превосходство. МЕТОДЫ СТИМУЛЯЦИИ Программа
Bio Sensor, заинтересованная в получении собак с
высокой работоспособностью, разработала метод ранней нейростимуляции
щенков. Метод включает в себя пять упражнений, призванных стимулировать
неврологическую систему. Каждое из упражнений проводится с щенками 1
раз в день. Тренер начинает с одного щенка и стимулирует его с
помощью каждого из пяти упражнений (перечисленных ниже в порядке
предпочтения), Закончив с одним он начинает заниматься следующим щенком.
Ежедневное занятие с каждым щенком включает в себя следующие упражнения:
Эти пять упражнений производят воздействия, которые не встречаются в естественных условиях раннего периода жизни щенка. Опыт показывает, что многие щенки сопротивляются этим упражнениям, другие воспринимают их более спокойно. В любом случае, не повторяйте их более одного раза в день и не увеличивайте время, рекомендованное для каждого упражнения. Перевозбуждение неврологической системы может иметь неблагоприятные и вредные результаты.
ПОЛУЧАЕМЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА В проводимых тестах стимулированные щенки проявляли активность и любознательность в большей мере, чем их нестимулированные однопометники. Оказываясь в лабиринте с преградами, нестимулированные щенки выглядели чрезмерно возбужденными, испуганными и совершали много ошибок. Их стимулированные однопометники в незнакомой обстановке были более спокойны и практически не совершали ошибок.
СОЦИАЛИЗАЦИЯ Одно из самых ранних исследований в области социализации собак была предпринято Скоттом и Фуллером (1965). В своих исследованиях они продемонстрировали наличие социализации на примере подражания поведению взрослых собак молодыми. Большинство исследователей соглашаются, что нехватка адекватной социализации приводит к недопустимому поведению, которое часто проявляется как немотивированная агрессия, чрезмерная возбудимость, трусость и сексуальная апатия. Исследования социализации подтверждают, что критический период для человеческих младенцев находится во временных рамках от 3 недель до 12-месячного возраста. Для собак этот период короче - между четвертой и шестнадцатой неделями жизни. В течении этих критических периодов времени могут пойти не так, как надо две вещи. Во-первых, недостаточный социальный контакт, такой как материнская забота и общение с себе подобными, может привести к неадекватному социальному и психологическому развитию (у людей проявляется как необщительность и социапатия). Во-вторых, избыток материнской заботы может ограничить необходимый контакт с себе подобными и ситуациями которые имеют важное влияние на рост и развитие. У людей избыток материнской заботы порождает иждивенца, социально трудновоспитуемого и эмоционально-нестабильного индивидуума. Отсутствие внешних социальных взаимодействий и у детей, и у щенков обычно приводит к недостаточной социальной приспособляемости. Молодняк, который долго растет в изолированной среде становится болезненным, подавленным и недостаточно гибким, чтобы формировать элементарные социальные контакты. Владельцы, которые имеют плотный график работы, часто недостаточно внимательны к своим собакам. Запертые в четырех стенах, они редко видят других собак или незнакомцев и страдают от недостаточной стимуляции и социализации. Для многих побочный эффект одиночества выливается в деструктивное поведение в форме "грызение", рытья и неуправляемости. Становится ясно, что небольшое количество стресса во время ранней нейростимуляции, впоследствии сопровождаемое своевременной социализацией, могут привести к полезным результатам. Однако, опасность здесь может таиться в незнании порогов недостаточной или избыточной стимуляции. Много несоциализированного надлежащим образом молодняка развивается во взрослых особей, неподготовленных для взрослой жизни и неспособных справиться с незначительным стрессом. Попытки повторной социализации в зрелом возрасте приносили очень незначительный эффект. Эти неудачи подтверждают, что периоды времени, открытые для ранней нейростимуляции и социализации даются природой только однажды. Третью, заключительную стадию в процессе роста и развития называют стадией обогащения. В отличие от первых двух стадий, это не имеет временных рамок и охватывает очень длинный промежуток времени. Обогащение - термин, означающий положительную сумму событий, которые имеют совокупный эффект на особь. События обогащения подвергают особь широкому разнообразию интересных, новых и захватывающих событий с регулярной возможностью свободно исследовать и взаимодействовать с ними. Результаты исследований показывают, что особи, выращенные в обогащенной среде, становятся более любознательными и способными справляться с трудными задачами. Возможно, самый известный пример детской программы обогащения - образовательная телепрограмма "Улица Сезам". Результаты исследований показали, что дети, которые регулярно смотрели эту программу, обучались намного легче, чем дети, её не смотревшие. С другой стороны, большинство детей с низкими школьными баллами росли без должных контактов с ровесниками, недостатком воспитания, отсутствием книг и игрушек, но зато с обильной диетой из телевизионных мыльных опер. Подобная аналогия может быть проведена и среди собак. Они учатся на протяжении всей жизни, потому что их нейросистема хранит информацию, которая в последствии может иметь неоценимое применение. Исследования Скотта и Фуллера полностью подтверждают что "необогащенные" щенки, при предоставлении им свободы выбора, предпочитают оставаться "в своей конуре". Они типично боялись незнакомых объектов и вообще предпочитали прятаться, а не исследовать. Эти щенки во многих отношениях были подобны обездоленным детям. Регулярные поездки в парк, торговые центры и дрессировочные площадки служат хорошим примером действий обогащения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Во избежание риска недостаточной или чрезмерной стимуляции, рекомендуется использовать методы, разработанные программой Bio Sensor (известная в последствии как программа Super Dog).
Перевод Осокина Татьяна
Этот метод используемый во всем мире,
стал причиной споров российских кинологов и любителей. Однако, хочу
заметить, что этот метод применяется для собак разводимых в организованных
питомниках, а не в квартирах. Естественно, щенки родившиеся в комнате
заводчика и без того получает стимуляцию разных видов. Их берут в руки (и
не однократно) и совершают с ними разные манипуляции с рождения до
передачи его владельцу. В статье же подразумевается разведение собак
профессиональными питомниками определенного направления (полицейских,
поводырей, терапевтов). В большей части это большие питомники с большим
поголовьем и дозированным общением с человеком. Именно для таких собак и
разработан этот метод. Хотя не вижу причин, чтобы не почерпнуть что то
полезное в этой статье. Учитывать это нужно и тем, кто
организовывает свой питомник на улице. Думаю, многие знакомы с термином
"питомниковая трусость", об этом можно рассуждать долго, но не в рамках
этой статьи. Так почему же не использовать мировую практику? Или мы пойдем
своим путем?
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
OsokinaO&SlavTrophy2004-2006